Перевернутый урок
Зачем переворачивать урок? Какой урок можно назвать перевернутым? Как перевернуть урок?
Перевернутый урок считается инновацией в образовательной практике. Однако в западных школах технология перевернутого обучения не является новой. Давайте познакомимся с ней поближе. И, возможно, перевернутый урок станет для Вашей практики не инновацией, а традицией.
Традиционный урок
в самом традиционном смысле (и эту тавтологию я использовала не случайно!) строится
в большинстве случаев по следующему сценарию. Учитель в начале урока проводит
опрос учащихся, в ходе которого они воспроизводят пройденный материал. Затем объясняет
тему урока, ученики слушают учителя, делают записи в конспекте. Далее учитель
предлагает закрепить пройденный материал, выполнив практические задания. Как
правило, выполнение этих заданий осуществляется по образцу, предложенному все
тем же учителем.
А завершается это все домашним заданием. И вот уже на дом учитель может предложить ученикам не только выучить параграф и выполнить упражнения, но и выполнить творческие задания: составить и заполнить сравнительные таблицы, составить ментальную карту, составить вопросы к параграфу, изучить самостоятельно дополнительный материал, снять видео на заданную тему, решить задачи повышенного уровня сложности и т.д.
А завершается это все домашним заданием. И вот уже на дом учитель может предложить ученикам не только выучить параграф и выполнить упражнения, но и выполнить творческие задания: составить и заполнить сравнительные таблицы, составить ментальную карту, составить вопросы к параграфу, изучить самостоятельно дополнительный материал, снять видео на заданную тему, решить задачи повышенного уровня сложности и т.д.
Иван, скучающий на уроке |
Какова главная особенность традиционного урока?
Любая
деятельность учеников на уроке может носить репродуктивный или продуктивный
характер. Репродуктивная деятельность – это деятельность, при которой ученик
получает информацию в готовом виде, например, слушает учителя или читает
учебник, а также это деятельность учеников по образцу, по алгоритму.
Продуктивная деятельность подразумевает, что ученик сам приобретает новую
информацию, например, в ходе исследований, выполняет творческие задания,
которые не имеют специальных предписаний к действиям.
Так вот главная
особенность традиционного урока заключается в том, что на уроке преобладает
репродуктивная деятельность учеников, а при выполнении домашнего задания –
продуктивная деятельность учеников.
И так, наконец-то
перейдем к сути заявленной темы!!!
Какой урок можно назвать
перевернутым и как его перевернуть?
Перевернутый урок
– это урок, на котором преобладает продуктивная деятельность учеников, а при
выполнении домашнего задания – репродуктивная деятельность. То есть мы как
будто бы меняем местами содержание урока и домашнего задания. То, что раньше
ученик делал на уроке, теперь будет делать дома. И наоборот, продуктивная домашняя
работа теперь будет выполняться на уроке.
Дома…
Теперь домашнее
задание – это самостоятельное изучение нового учебного материала. Для этого
учитель заранее отправляет ученикам на электронную почту тему следующего урока,
а также ссылки на авторские или другие ресурсы Интернета, в которые ученик
должен «погрузиться». Это могут быть статьи, видеоуроки, презентации и другой
материал по заданной теме. Деятельность учеников по изучению данного материала является
репродуктивной, поскольку, несмотря на то, что используются современные технологии,
ученик получает информацию в готовом виде. Поэтому описанное домашнее задание
учитель может дополнить практическим заданием: составить конспект, отвечая на
предложенные вопросы; нарисовать схему на заданную тему; подготовить вопросы к
изученному материалу; сравнить какие-то явления или события по заданным
признакам и т.д. При выполнении домашнего задания ученики могут общаться друг с
другом по сети, а также консультироваться с учителем.
На уроке…
Перевернутое
обучение предполагает, что ученику больше не нужно прилежно сидеть и слушать
объяснения учителя на уроке. На таком уроке ученики выполняют творческие
задания на основе изученного дома материала. Работа организуется
преимущественно в парах и группах.
В начале такого
урока учитель может предложить ученикам выполнить тест для того, чтобы выявить
насколько хорошо они усвоили учебный материал. По результатам данного теста
можно обсудить наиболее трудные для понимания вопросы, а также сформировать
рабочие группы учащихся. Далее можно предложить обсуждение в группах
результатов домашних практических заданий. Затем группы могут представить свои
обобщенные результаты.
Урок может быть
продолжен ролевой игрой или исследовательской деятельностью учащихся,
выполнением конструкторских заданий или решением проблемной ситуации,
выполнением проектного или эвристического задания. Учитель может предложить
любую творческую деятельность с целью более глубокой проработки изученного
материала (его анализа, синтеза, оценки и т.д.), а также для его практического
применения. Результаты творческой деятельности учащихся необходимо оценить. В
конце урока можно организовать итоговый контроль знаний в любой удобной для
учителя и учеников форме.
Отметим, что в перевернутом уроке изменяются не только содержание урока и домашней работы, а главным образом характер деятельности учителя и учащихся. Учитель больше не выступает источником знаний, он преимущественно организует деятельность учащихся дома и на уроке, помогает ученикам, консультирует их на различных этапах деятельности. Учащиеся больше не пассивные и скучающие зрители урока, а главные его действующие лица.
Вы готовы к внутреннему перевороту? А Ваши ученики и их родители? Если да, то продолжайте осваивать технологию
перевернутого обучения и внедряйте её в практику. Безусловно, как и в любом
деле, Вы столкнётесь с некоторыми трудностями, которые нужно преодолеть. И
самые терпеливые из Вас смогут достигнуть ожидаемого результата!
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьОдним из главных принципов перевернутого обучения есть домашнее задание, котором учащиеся самостоятельно изучают новый материал. Наверное, это очень эффективный метод. Но мой опыт показывает, что учащимся очень тяжело себя самостоятельно организовать на преодоление непростых задач. Мне кажется, перевернутое обучение пусть остается для нас новацией. Что имеет привкус новизны вызывает больше интереса, соотвественно и эффективность. А что переходит в традицию, преобретает обыйденность и теряет такое "вау". Например, конкретная проблема, когда половина учащихся нне готова к деятельности на уроке, а вторая половина уверенно способна двигаться дальше. Поэтому для меня вопрос, в такой ситуации на какой группе учащихся делать акцент? Или в принципе не ставить для себя такой задачи, а занять позицию фасилитатора?
ОтветитьУдалитьПо моему субъективному мнению, организация традиционных уроков в традиционном смысле не является эффективной для современного ученика. Не нужно отмахиваться от инноваций. Нужно взять лишь то, что нам подходит. Мы должны научить учеников самоорганизации дома и на уроке. Это им очень пригодиться в жизни.
УдалитьДействительно встает серьёзный вопрос: Как быть, если часть учеников выполнило домашнее задание и готово плодотворно работать на уроке, а часть не готова к уроку? Я отвечу на него в следующем сообщении. И возможно мы тогда продолжим беседу.