Обучаем детей поколения Z
Поколение составляют люди близкие по возрасту. И поскольку это люди, которые живут примерно в одно и тоже историческое время, то им присущи общие черты и особенности. Общепринято считать, что средний возраст смены поколений – 20–25 лет. Однако временной отрезок для одного поколения постепенно уменьшается. Если для прошлого века люди с разностью в 30 лет могли считать себя одним поколением, то сегодня 15 лет – это существенная разница. Это явление можно объяснить ускорением времени, которое, в свою очередь, обусловлено ростом объёма информации и скоростью её обработки. Жизнь человека стала гораздо насыщеннее событиями, явлениями, инновациями, что ускорило ритм её протекания.
Теория поколений принадлежит американским ученым Нейлу Хоуви и Вильяму Штраусу. Ученые составили характеристику для разных поколений, начиная с 1433 года. Рассмотрим последнее на сегодняшний день поколение. Его часто называют поколение Z или цифровое поколение. Особенности этого поколения широко описаны в Интернете, однако, на мой взгляд, мы можем только рассуждать о поколении Z, а что-либо утверждать, пожалуй, сможем спустя некоторое время. Как писал С.А. Есенин: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье.»
Поколение Z – это поколение детей, рождённое в эпоху цифровых технологий. Поколение Z с рождения пользуется смартфонами и планшетами, с легкостью ориентируется во Всемирной паутине. Назвать точную дату рождения рассматриваемого поколения достаточно сложно, поскольку все страны развиваются по-разному и вступают в цифровую эпоху неодновременно.
Назовем довольно очевидные особенности нашего времени, которые можно учесть в процессе обучения детей поколения Z.
Нередко приходится сталкиваться с теми представителями старшего поколения, которые обучают и воспитывают младшее поколение, основываясь на своей системе ценностей, не учитывая интересы последних. Эти люди навязчиво следуют своим убеждениям, что неизбежно ведёт за собой пресловутый конфликт поколений.Теория поколений принадлежит американским ученым Нейлу Хоуви и Вильяму Штраусу. Ученые составили характеристику для разных поколений, начиная с 1433 года. Рассмотрим последнее на сегодняшний день поколение. Его часто называют поколение Z или цифровое поколение. Особенности этого поколения широко описаны в Интернете, однако, на мой взгляд, мы можем только рассуждать о поколении Z, а что-либо утверждать, пожалуй, сможем спустя некоторое время. Как писал С.А. Есенин: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье.»
Поколение Z – это поколение детей, рождённое в эпоху цифровых технологий. Поколение Z с рождения пользуется смартфонами и планшетами, с легкостью ориентируется во Всемирной паутине. Назвать точную дату рождения рассматриваемого поколения достаточно сложно, поскольку все страны развиваются по-разному и вступают в цифровую эпоху неодновременно.
Назовем довольно очевидные особенности нашего времени, которые можно учесть в процессе обучения детей поколения Z.
В сети много информации, которую можно легко использовать и не нужно больше запоминать
Учитель, родители и в целом старшее поколение ещё в прошлом веке выступали бесценным источником знаний и опыта. Раньше спрашивали у мам и бабушек, как испечь торт или правильно погладить рубашку, а теперь у Алисы) Я не утверждаю, что старшее поколение перестало быть источником знаний, но далеко не единственным и не для всех доминирующим. В школе происходит похожая ситуация. Учитель в роли источника знаний постепенно теряет авторитет. Обратиться к нужным знаниям стало проще простого, а вместе с тем исчезла необходимость их запоминать.
- Можно бесконечно жаловаться на то, что новое поколение детей не умеет слушать учителя, не хочет ничего учить и запоминать, берёт готовые ответы из Интернета, а можно пересмотреть роль учителя и знаний в целом.
Учитель должен оставаться обладателем обширных и глубоких знаний, но вместе с тем он должен научиться создавать творческие задания, направленные на самостоятельное получение учащимися этих знаний, на их анализ, синтез, систематизацию, классификацию, на их использование для решения теоретических и практических задач. Таким образом, сегодня важно научить работать с большим объемом информации, творчески её преобразовывать.
Рассмотрим примеры заданий по физике, в которых нужно списать:) готовые ответы из Интернета.
Рассмотрим примеры заданий по физике, в которых нужно списать:) готовые ответы из Интернета.
- Необходимо списать из Интернета как можно больше решений предложенной задачи (или похожей на исходную задачу). Изучить найденные решения и их объяснения, сравнить их по различным критериям: правильность и рациональность решения, доступность объяснения, используемый метод решения. Предложить свой вариант решения, основанный на результатах анализа и обобщения имеющейся информации. Задание можно дополнить защитой полученного результата.
- Необходимо списать из Интернета ответы на контрольные вопросы лабораторной работы и записать их в тетрадь, доказать их правильность путем логических рассуждений или ссылаясь на страницы учебника. Переформулировать полученные ответы другими словами.
Много каналов информации, которая представлена в различных формах
Сегодня доступно большое количество каналов информации: блоги, влоги, форумы, социальные сети т.д. Любая информация в Интернете представлена в достаточно разной форме: текст, графика, звук, видео, анимации, инфоргафика, презентации. И так, ученик привык менять каналы информации, выбирать удобную форму представления интересующей информации. В связи с этим удержать внимание ученика на уроке всё сложнее и сложнее, удовлетворить его потребностям практически не возможно. И тут появляется ряд вопросов:
- Как учесть учителю индивидуальные потребности учащихся и удержать их внимание? Что может учитель противопоставить ученым, которые ведут свои влоги и интересно представляют результаты собственных исследований?
- А что делать ученику, если ему не нравится учитель (увы, единственный канал информации на уроке): его манеры, внешний вид, голос в конце концов? Что делать ученику, если форма представления учителем информации для него неприемлема? Наверное, самое время достать из карманов свои гаджеты и перестать слушать учителя!
Ответ на поверхности! Ученикам нужно оставить привычные для них каналы информации, следовательно, и наиболее приемлемые формы её представления. Для детей поколения Z процессы поиска и ознакомления с информацией – дело обычное. Полноценно реализовать такой подход позволяют технологии перевёрнутого и проектного обучения, а также современные игровые технологии. Кроме того, перечисленные технологии обеспечивают творческую самореализацию учеников.
Этот вариант Вам не подходит!? Если Вы по-прежнему для учащихся ведущий источник знаний на уроке, то подойдите к указанным вопросам творчески.
Перейдем к примерам! - Можно положить изучаемую теорию на бит и прочитать её в форме репа. Ученики с удовольствием и послушают, и запомнят, и ещё попросят. Впрочем, можете это творческое дело переадресовать самим ученикам. Интересно, как бы при этом звучали положения молекулярно-кинетической теории?
- Можно организовать подачу учебного материала на уроке по принципам работы успешных видеоблогеров. Выделите для своего рассказа немного времени и сопровождайте его интересными фактами, видеоматериалами, инфографикой, фотографиями, музыкой. Не забывайте сохранять хороший темп подачи информации, следить за речью и внешним видом. И да, никаких замечаний и требований к своей аудитории (а то не подпишутся!), оставьте им возможность поставить лайк и сделать комментарий (вот Вам и обратная связь!).
И сегодня приходится слышать:
- Меня воспитывали ремнём, при этом я вырос хорошим человеком, значит это эффективный метод, и я так буду воспитывать своих детей.
Ещё один маразматический пример:
- Самый лучший способ обучения – это объяснение учителя у доски с мелом в руках. Меня так учили, и я знаю больше, чем современные школьники.
Давайте отдавать себе отчет в том, что мы разные, и учитывать эту разность при обучении представителей младшего поколения!
Очень классная статья! Прочел на одном дыхании. Все мысли четко и грамотно изложены, а главное подчеркнул для себя несколько моментов. Спасибо Оксана)
ОтветитьУдалить