Обучаем детей поколения Z


поколение
Поколение составляют люди близкие по возрасту. И поскольку это люди, которые живут примерно в одно и тоже историческое время, то им присущи общие черты и особенности. Общепринято считать, что средний возраст смены поколений 2025 лет. Однако временной отрезок для одного поколения постепенно уменьшается. Если для прошлого века люди с разностью в 30 лет могли считать себя одним поколением, то сегодня 15 лет это существенная разница. Это явление можно объяснить ускорением времени, которое, в свою очередь, обусловлено ростом объёма информации и скоростью её обработки. Жизнь человека стала гораздо насыщеннее событиями, явлениями, инновациями, что ускорило ритм её протекания.
 
Теория поколений принадлежит американским ученым Нейлу Хоуви и Вильяму Штраусу. Ученые составили характеристику для разных поколений, начиная с 1433 года. Рассмотрим последнее на сегодняшний день поколение. Его часто называют поколение Z или цифровое поколение. Особенности этого поколения широко описаны в Интернете, однако, на мой взгляд, мы можем только рассуждать о поколении Z, а что-либо утверждать, пожалуй, сможем спустя некоторое время. Как писал С.А. Есенин: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье.»
Поколение Z это поколение детей, рождённое в эпоху цифровых технологий. Поколение Z с рождения пользуется смартфонами и планшетами, с легкостью ориентируется во Всемирной паутине. Назвать точную дату рождения рассматриваемого поколения достаточно сложно, поскольку все страны развиваются по-разному и вступают в цифровую эпоху неодновременно.
Назовем довольно очевидные особенности нашего времени, которые можно учесть в процессе обучения детей поколения Z. 

В сети много информации, которую можно легко использовать и не нужно больше запоминать

информация в сети

Учитель, родители и в целом старшее поколение ещё в прошлом веке выступали бесценным источником знаний и опыта.  Раньше спрашивали у мам и бабушек, как испечь торт или правильно погладить рубашку, а теперь у Алисы) Я не утверждаю, что старшее поколение перестало быть источником знаний, но далеко не единственным и не для всех доминирующим. В школе происходит похожая ситуация. Учитель в роли источника  знаний постепенно теряет авторитет. Обратиться к нужным знаниям стало проще простого, а вместе с тем исчезла необходимость их запоминать.
  • Можно бесконечно жаловаться на то, что новое поколение детей не умеет слушать учителя, не хочет ничего учить и запоминать, берёт готовые ответы из Интернета, а можно пересмотреть роль учителя и знаний в целом.  
Учитель должен оставаться обладателем обширных и глубоких знаний, но вместе с тем он должен научиться создавать творческие задания, направленные на самостоятельное получение учащимися этих знаний, на их анализ, синтез, систематизацию, классификацию, на их использование для решения теоретических и практических задач. Таким образом, сегодня важно научить работать с большим объемом информации, творчески её преобразовывать.
Рассмотрим примеры заданий по физике, в которых нужно списать:) готовые ответы из Интернета.
  1. Необходимо списать из Интернета как можно больше решений предложенной задачи (или похожей на исходную задачу). Изучить найденные решения и их объяснения, сравнить их по различным критериям: правильность и рациональность решения, доступность объяснения, используемый метод решения. Предложить свой вариант решения, основанный на результатах анализа и обобщения имеющейся информации. Задание можно дополнить защитой полученного результата.
  2. Необходимо списать из Интернета ответы на контрольные вопросы лабораторной работы и записать их в тетрадь, доказать их правильность путем логических рассуждений или ссылаясь на страницы учебника. Переформулировать полученные ответы другими словами.

 Много каналов информации, которая представлена в различных формах

 каналы информации
Сегодня доступно большое количество каналов информации: блоги, влоги, форумы, социальные сети т.д. Любая информация в Интернете представлена в достаточно разной форме: текст, графика, звук, видео, анимации, инфоргафика, презентации. И так, ученик привык менять каналы информации, выбирать удобную форму представления интересующей информации. В связи с этим удержать внимание ученика на уроке всё сложнее и сложнее, удовлетворить его потребностям практически не возможно. И тут появляется ряд вопросов:
  • Как учесть учителю индивидуальные потребности учащихся и удержать их внимание? Что может учитель противопоставить ученым, которые ведут свои влоги и интересно представляют результаты собственных исследований?
  • А что делать ученику, если ему не нравится учитель (увы, единственный канал информации на уроке): его манеры, внешний вид, голос в конце концов? Что делать ученику, если форма представления учителем информации для него неприемлема? Наверное, самое время достать из карманов свои гаджеты и перестать слушать учителя!
Ответ на поверхности! Ученикам нужно оставить привычные для них каналы информации, следовательно, и наиболее приемлемые формы её представления. Для детей поколения Z процессы поиска и ознакомления с информацией дело обычное. Полноценно реализовать такой подход позволяют технологии перевёрнутого и проектного обучения, а также современные игровые технологии. Кроме того, перечисленные технологии обеспечивают творческую самореализацию учеников. 
Этот вариант Вам не подходит!? Если Вы по-прежнему для учащихся ведущий источник знаний на уроке, то подойдите к указанным вопросам творчески.
 творческая идея
  Перейдем к примерам!
  1. Можно положить изучаемую теорию на бит и прочитать её в форме репа. Ученики с удовольствием и послушают, и запомнят, и ещё попросят. Впрочем, можете это творческое дело переадресовать самим ученикам. Интересно, как бы при этом звучали положения молекулярно-кинетической теории?
  2. Можно организовать подачу учебного материала на уроке по принципам работы успешных видеоблогеров. Выделите для своего рассказа немного времени и сопровождайте его интересными фактами, видеоматериалами, инфографикой, фотографиями, музыкой. Не забывайте сохранять хороший темп подачи информации, следить за речью и внешним видом. И да, никаких замечаний и требований к своей аудитории (а то не подпишутся!), оставьте им возможность поставить лайк и сделать комментарий (вот Вам и обратная связь!).
 !!! Традиционная работа учителя не может удовлетворить потребности всех учащихся, заинтересовать их  надолго, а значит удержать их внимание. Нужно знать интересы нового поколения учеников и творчески их учитывать на своих уроках.

послесловие
Нередко приходится сталкиваться с теми представителями старшего поколения, которые обучают и воспитывают младшее поколение, основываясь на своей системе ценностей, не учитывая интересы последних. Эти люди навязчиво следуют своим убеждениям, что неизбежно ведёт за собой пресловутый конфликт поколений.
И сегодня приходится слышать:
  • Меня воспитывали ремнём, при этом я вырос хорошим человеком, значит это эффективный метод, и я так буду воспитывать своих детей.
Разве это не дикость в 21 веке!? Конечно, отказ от старых методов воспитания (физического наказания, угроз, лишений чего-либо, унижений, криков, запугивания) это только пол дела, которое не приведет к нужному результату, ведь воспитывать как-то нужно. А вторая половина заключается в том, что нужно не просто отменить старые методы, их нужно заменить на новые позитивные методы воспитания. Они описаны в научно-популярной литературе, но, к сожалению, не все родители считают нужным просвещать себя в этом направлении. 
Ещё один маразматический пример:
  • Самый лучший способ обучения это объяснение учителя у доски с мелом в руках. Меня так учили, и я знаю больше, чем современные школьники.
От таких заявлений становится не по себе! Если так продолжать учить, то мы не сможем реализовать возможности и потребности наших детей, а это значит, что они не смогут быть по-настоящему счастливыми.
Давайте отдавать себе отчет в том, что мы разные, и учитывать эту разность при обучении представителей младшего поколения!

Комментарии

  1. Очень классная статья! Прочел на одном дыхании. Все мысли четко и грамотно изложены, а главное подчеркнул для себя несколько моментов. Спасибо Оксана)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Немного о компетентностном подходе

Как и зачем проводить открытые уроки?

Вопрос как средство обучения

Перевернутый урок

Истинная культура человека. В каких единицах измеряется и в чем определяется?

Почему дети лгут?

Искусство невербального общения

Разоблачаем недостатки традиционного урока

Как мы используем возможности профессионального роста?

Количество·просмотров·страницы