Вопрос как средство обучения

Мы часто хвалим учеников за правильные ответы на поставленные вопросы и можем поругать их за отсутствие или неверную формулировку ответов. А часто ли мы хвалим учеников за то, что они сами нам задают вопросы? Стимулируем ли мы их желание задавать вопросы? А ведь умение думать определяется не только умением отвечать на вопросы, но и умением их задавать. Порассуждаем о назначении вопросов, задаваемых на уроках как учителем, так и учениками.

Вопросы от учителя

Человечек с вопросом в руках

Зачем учитель задает вопросы?

Целей, с которыми учитель обращается к классу с помощью вопросов достаточно много. Рассмотрим основные из них. И так, учитель задает вопросы для того, чтобы:
  • выявить уровень знания и понимания учебного материала или уровень понимания условий сформулированных заданий;
  • актуализировать потребности учащихся и сформировать их мотивы;
  • организовать учебно-познавательную деятельность учащихся. В данном случае вопросы помогают поставить перед учащимися задачу, а также узнать о полученных результатах.
  • помочь в принятии решения и самоопределения в деятельности. Например, учитель задаёт вопросы для того, чтобы помочь ученику самостоятельно решить задачу, сформулировать гипотезу, подвести к нужным выводам.
  • выяснить отношение к событиям, учебному материалу, к собственной деятельности на уроке. 

 Какие вопросы может задавать учитель?

Существует ряд классификаций вопросов учителя, адресованных учащимся. Рассмотрим классификацию вопросов по признаку: назначение задаваемых вопросов:
  • прямой вопрос вопрос на знание; он, как правило, имеет однозначный ответ;
  • вопрос на понимание вопрос, целью которого является выявить, знания получены путем запоминания или их осмысления;
  • наводящий вопрос вопрос, который помогает ученику принять решение в затруднительной ситуации;
  • вопрос на уточнение вопрос, который задаёт учитель с целью дополнения учеником своего же ответа;
  • открытый вопрос вопрос на анализ, оценку или размышление над учебной ситуацией, а также вопрос творческого характера (например, вопрос с элементами условности, предположения, прогноза).
Для эффективной коммуникации с классом учитель должен владеть всеми видами вопросов. На мой взгляд, особую важность имеют наводящие и открытые вопросы, поскольку они учат думать учащихся.

Проблемы постановки вопросов учителем

Возможно, Вы скажете, что задавать вопросы совсем не сложно, гораздо проще, чем на них отвечать. Однако спешу не согласиться, умение задавать вопросы это тоже искусство! Ведь вопросы, которые задаёт учитель, а также то, как он их задает, раскрывают уровень владения учебным материалом, его интеллект, отношение к работе.
Человечек с вопросительным и восклицательным знаками
Рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть при постановке вопросов учителем.
  • Вопрос учителя непонятен ученику. Ученики не приучены переспрашивать взрослых, поэтому нужно быть внимательней к человеку, которому адресуется вопрос, и читать в его взгляде незнание или непонимание вопроса. Учитель должен потрудится переформулировать свой вопрос, если это необходимо.
  • Постановка однотипных вопросов. Эта проблема сводится к двум аспектам. Во-первых, учителя часто задают прямые вопросы и вопросы на понимание и реже наводящие и открытые вопросы. Во-вторых, вопросы, как правило, задаются для того, чтобы выявить уровень знания и понимания учебного материала, то есть вопрос выступает в основном средством контроля, и реже средством организации целеполагания, учебно-познавательной деятельность учащихся, рефлексии и т.д.
  • Негативная реакция на неправильные ответы или их отсутствие. Из-за таких реакций формируется страх ошибки. Мы же, наоборот, должны сформировать понимание того, что ошибиться может каждый. Полезно задавать наводящие вопросы, для того чтобы ученик мог самостоятельно себя исправить. Если у ученика  нет ответа на вопрос, предложите ему заменить один Ваш вопрос на три своих. Если он сможет это сделать, не снижайте ему отметку за ответ.
  • Учитель не дает подумать ученикам и отвечает сам. Нужно стараться учитывать индивидуальные особенности учащихся и не спешить отвечать самому. Разным ученикам нужно разное время для обдумывания ответа, и разная форма его представления. Например, кому-то комфортнее ответить в письменной форме, а не перед всем классом.
Надеюсь, мой читатель использует весь арсенал возможностей вопроса как средства обучения!

Рисунок "Внимание"
Совет для учителей и родителей!
Не задавайте детям риторических вопросов, таких как:
"Где ты был, когда я это объяснял (ла)?"
"Чем ты меня слушал (ла)?"
"Сколько тебе можно это объяснять?" и т.д.
Эти вопросы унижают достоинства ребенка и приравниваются к его оскорблению. А потом мы спрашиваем себя, почему вокруг так много неуверенных в себе людей?

   

 

Вопросы от учеников

Девочка с вопросом

Зачем учить учеников задавать вопросы? 

Как Вы думаете, что сегодня важнее: научить закону Ома или правильно задавать вопросы? Я все больше склоняюсь ко второму варианту и не только потому, что правильная формулировка вопроса позволяет найти ответы с помощью того же Интернета и других источников. Тот, кто приучен задавать вопросы умеет ставить перед собой различные цели, достигать их, анализировать ошибки. Цель это ответ на вопрос: что я хочу получить в конечном счете? Умение постановки цели определяет успех человека. 
С другой стороны, воспитательной задачей любого урока может стать формирование коммуникативных умений, среди которых есть умение задавать вопрос.  Это актуально, ведь для того чтобы создать дружеские отношения, устроиться на хорошую работу, разрешить конфликт и т.д. нужно уметь не только слушать и отвечать, но и задавать хорошие вопросы.
И наконец, выполняя задания с постановкой вопросов, ученики учатся думать, развивают мышление, тренируют речь. Интересно, что полезнее: искать ответ на вопрос учителя или формулировать свои вопросы к предложенному материалу? Обучая задавать вопросы в рамках конкретного учебного предмета мы обучаем содержанию конкретной науки. Поощряя такие вопросы мы формируем интерес к данной науке.

Как учителю реагировать на вопросы учеников?

Отвечу на поставленный вопрос тремя правилами.
  1. За вопросы учеников нужно хвалить.
  2. За очень хорошие вопросы нужно очень хвалить.
  3. За глупые вопросы... А разве такие бывают? Любой вопрос нужно воспринимать серьезно и отвечать на него так, как будто он очень важный, даже если Вы это объясняли пять минут назад.
Думаю, если придерживаться этих правил, ученики начнут задавать вопросы все чаще и охотнее. Для того, чтобы ученики задавали вопросы еще активнее необходимо объяснить, почему так важно задавать вопросы.
Как поступить, если учитель не знает ответ на вопрос? Если вопрос касается учебного материала, то учитель должен потрудиться и ответить на него. Это в его же интересах. Но вопросы могут выходить за рамки учебника. И тут можно признаться, что этим вопросом Вы не владеете и постараетесь дать ответ на следующем уроке. Не страшно признаться в незнании, страшно не сдержать обещание! Иногда полезно проверить, ученик действительно интересуется чем-то или задаёт вопрос для того, чтобы проверить Ваши знания. Если у ученика есть настоящий интерес, он назовет источники, которыми пользуется, и Вы смело можете поддержать этот интерес. В противном случае, можно не давать обещаний разобраться с этим вопросом.

Как научить задавать вопросы?

Человечек с вопросом
Каждый учитель может использовать спектр заданий, содержание которых требует от учеников сформулировать вопросы. Рассмотрим некоторые примеры таких заданий.
  1. Составить вопросы к предложенному учебному материалу. В традиционном обучении учителя предлагают ученикам ответить на вопросы, расположенные после параграфа, и реже предлагают сформулировать  свои вопросы к рассмотренному параграфу. Перевернутое обучение предполагает, что ученики самостоятельно изучают учебный материал, ориентируясь, например, на предложенные учителем вопросы. В процессе такого изучения темы ученики составляют свой список вопросов, который желают обсудить в классе. 
  2. На этапе целеполагания можно предложить ученикам сформулировать ряд вопросов, на которые они хотят найти ответы в течение урока. Желательно эти вопросы отразить на доске или в тетрадях. В конце урока нужно снова обратить внимание на поставленные вопросы и полученные к ним ответы.
  3. На этапе актуализации знаний или закрепления знаний можно предложить ученикам ключевые слова, относящиеся к определённой теме. Ключевые слова могут составить сами ученики. Далее ученикам необходимо сформулировать вопросы по этим словам. Задание можно выполнять не только фронтально, но и в парах или группах в форме соревнования. Например, группа вытягивает случайным образом ключевое слово и формулирует к нему вопрос. За хороший вопрос могут начисляться баллы.
  4. На этапе актуализации знаний фронтальный опрос учащихся можно заменить взаимным опросом, в рамках которого один ученик задаёт вопрос другому, затем отвечающий ученик задаёт вопрос третьему и т.д. Главное условие такого опроса: каждый ученик должен ответить на один вопрос и задать один вопрос. Для организации взаимного опроса можно задействовать не весь класс, а определенную группу учеников.
  5. Задания наоборот. Обычно ученики, выполняя то или иное задание, отвечают на конкретные вопросы. Можно предлагать ученикам уже выполненные задания, к которым необходимо сформулировать вопросы. Например, сформулировать для решенной задачи условие и требования или к условию задачи сформулировать максимальное число требований; придумать вопросы к готовому рисунку, к графику, к формуле, к фотографии, видеоматериалу; сформулировать вопросы к имеющимся ответам. Выполнение таких заданий также может быть организовано в парах или группах в форме соревнования.
  6. Ролевые игры. Условия данных игр часто предполагают формулировку вопросов. Например, урок можно организовать в форме пресс-конференции, на которой ученики-журналисты задают вопросы ученому (в этой роли может выступить учитель или ученик), а затем пишут статьи по полученному материалу. Ещё одним примером организации урока может стать представление ученым результатов  исследований научному сообществу. Учащиеся должны выступить в роли других ученых оппонирующих и рецензирующих представленный доклад.
Предлагая сформулировать вопросы в рамках того или иного задания, можно помочь ученикам указав на то, что вопросы могут начинаться с конкретных вопросительных слов: Что? Когда? Зачем? Где? Почему? Откуда? Как?

В заключение
Я часто сталкиваюсь со следующим вопросом: Какой урок можно считать современным и эффективным? Однозначного ответа нет.  Современный урок у многих методистов ассоциируется с использованием продуктивных и интерактивных методов обучения, разнообразных форм обучения, электронных средств обучения, с организацией целеполагания и рефлексии. В рамках обсуждаемой в этом сообщении темы хочется сказать, что урок, на котором ученики сами задают вопросы и сами ищут на них ответы, и есть современный и эффективный.

Табличка "Важно"
Формируйте у своих учеников привычку спрашивать!!! Это очень важно для того, чтобы воспитать думающих людей, которые в будущем будут принимать правильные решения.

Комментарии

  1. Солидарна с выше сказанным!!! Вопрос имеет огромное место не только в обучении, но и в жизни. Любое общение (да и коммуникация в целом) начинается с вопроса!)
    А могут ли вопросы (как со стороны учителя, так и ученика) оставаться без ответа? На каждый ли вопрос должен звучать ответ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что на каждый вопрос должна быть ответная реакция. Игнорировать вопросы нельзя. Это касаться как учителя, так и учеников. Учитель может не давать прямого ответа на вопрос ученика, но в этом случае он должен предложить инструмент для самостоятельного поиска ответа на озвученный вопрос. Наверное, ученики должны отвечать на все вопросы учителя (тут речь идет про адекватного учителя). Главное приучить учеников к мысли о том, что отсутствие прямого ответа - это не катастрофа, и всегда можно сказать: "Я затрудняюсь ответить".

      Удалить
    2. Наверно, это еще зависит от техники цели формулирования вопросов. Есть вопросы, ответы на которые должны звучать "здесь и сейчас"... Заметила практику некоторых адукаторов, которые задают вопросы открытого типа и не спрашивают анализа, а отправляют своих обучаемых размышлять над ними дома. Возможно, это не плохой способ побуждения к анализу... но ох уж это непреодолимое чувство незавершености...

      Удалить
  2. Если вопросы звучать в процессе обучения и с целью обучения чему-либо, то ответы на них должны быть, пусть не сразу, а после размышления над ними дома. В противном случаем, мы теряем обратную связь, и всё теряет смысл. Как понять, был ли эффективным вопрос, если мы не узнали результаты, полученные в ходе размышлений или практической деятельности. Поэтому, мне кажется, ответ должен быть всегда...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Немного о компетентностном подходе

Как и зачем проводить открытые уроки?

Перевернутый урок

Как мы используем возможности профессионального роста?

Обучаем детей поколения Z

Почему дети лгут?

Искусство невербального общения

Разоблачаем недостатки традиционного урока

Истинная культура человека. В каких единицах измеряется и в чем определяется?

Количество·просмотров·страницы