Немного о компетентностном подходе
В Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также в учебных программах различных дисциплин перечислены требования к организации образовательного процесса. Одним из требований выступает необходимость руководствоваться в практической деятельности компетентностным подходом. Рассмотрим лишь некоторые аспекты его введения в образовательный процесс учреждений общего среднего образования.
Что такое компетентностный подход?
Компетентностный подход – это такой подход к обучению, при котором у учащегося необходимо сформировать определенную совокупность компетенций. Компетенции можно классифицировать на предметные, общепредметные и ключевые (по А.В. Хуторскому).
Компетенция – это то, что мы должны сформировать у учащегося.
Компетентность – это владение человеком соответствующими компетенциями.
- Возникает важный вопрос: Чем предметные компетенции отличаются от предметных знаний, умений и навыков? Предметные компетенции, кроме знаний и умений, относящихся к определенному учебному предмету, включают в себя способность применять их на практике, а также личностное отношение к имеющимся знаниям и предметам деятельности.
- Общепредметные компетенции включают себя знания и умения, относящиеся к определенному кругу учебных предметов, способность применять их на практике (например, экспериментально-исследовательская компетенция).
- Ключевые компетенции включают метапредметные знания, умения (например, умения получать при необходимости недостающие знания, самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях), а также способность применять их в различных жизненных ситуациях. Для формирования ряда ключевых компетенций нет специальных учебных предметов, их должны формировать все учителя.
Можно сказать, что предметные и общепредметные компетенции в какой-то мере и ранее были результатом процесса обучения, поскольку они включают в себя как предметные знания и умения, так и знания и умения, относящиеся к определенному кругу учебных предметов. Абсолютно новым, пожалуй, для учителей может стать необходимость формировать у учащихся ключевые компетенции, носящие универсальный характер, поскольку необходимы каждому человеку, независимо от профессии.
Нет единого перечня ключевых компетенций. Этот перечень – есть заказ общества на образованного человека. Перечислим некоторые ключевые компетенции, актуальные для современного человека (по Запрудскому Н.И.):
- умение учиться;
- читательская грамотность;
- критическое мышление и медиаграмотность;
- информационно-компьютерная компетенция;
- гражданская и социальная;
- организационная;
- личностная;
- умение видеть и решать проблемы и т.д.
Нужно понимать, что каждая из описанных ключевых компетенций имеет свой сложный состав. Например, умение учиться включает: планирование, самооценку, самостоятельную работу по теме, поиск информации из различных источников, рефлексия и т.д.
Проблемы практического внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода
Согласно программам учебных предметов в рамках компетентностного подхода необходимо формировать, поддерживать и развивать экспериментально-исследовательскую, коммуникативную, информационную, ценностно-ориентационную, личностного саморазвития и иные общепредметные и ключевые компетенции.
С этим сопряжено ряд проблем:
- Образовательные стандарты, концепции, а также программы учебных предметов не раскрывают весь перечень компетенций и не описывают их состав, не предлагают конкретный инструментарий для их формирования.
- Не понятно, как контролировать и оценивать уровень владения этими компетенциями. Тематический контроль учащихся по прежнему направлен только на выявление уровня владения предметными знаниями и умениями. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует системный контроль и оценка общепредметных и ключевых компетенций.
Возможности реализации компетентностного подхода в учреждениях общего среднего образования
На этапе планирования и подготовки урока учитель должен исходя из требований учебной программы и учебного материала решить, формирование каких конкретных компетенций будет осуществляться на данном уроке и сформулировать соответствующие компетентностные задачи на предметном, общепредметном (или межпредметном) и метапредметном уровне.
Для формирования предметных знаний и умений учителя обычно используют объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, а также фронтальную работу класса. Такой подход позволяет при минимальных затратах времени и сил выполнить лишь часть требований учебной программы. Однако для формирования общепредметных и ключевых компетенций этого недостаточно. Формирование общепредметных и ключевых компетенций возможно лишь на
основе использования продуктивных методов обучения в комплексе с
разнообразными формами организации учебно-познавательной деятельности
учащихся.
Формирование общепредметных и ключевых компетенций может быть обеспечено через организацию
перевернутого обучения, исследовательского обучения, проектного
обучения, кооперативного обучения, развивающего обучения и т.д.
Одним из средств для формирования и развития предметных, общепредметных и ключевых компетенций (в частности способностей применять на практике предметные, общепредметные и метапредметные знания и умения) являются компетентностно-ориентированные
задания, задачи-ситуации. От традиционных они отличаются тем, что моделируют практическую, жизненную ситуацию и строятся на актуальном для учащихся материале. В данных заданиях требуется интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать ее. Следует отметить тот факт, что выполнение практико-ориентированных заданий часто требует большего времени, чем выполнение традиционных заданий.
- Пример задачи-ситуации по физике «Звук» (из журнала «Физика в школе», 2009, № 3, стр.6–7):
Звуковые волны – один из основных источников информации об окружающем нас мире. Разговорная речь, музыка, звуки живой природы, обмен сообщениями по телефону, аудиотехника – мы живем в акустически насыщенной атмосфере. Неизмеримо возросла и плотность вредных звуков – раздражающих, а порой и просто опасных для здоровья шумов. Как донести одни полезные звуки до нас с возможно меньшими потерями и искажениями, а опасные для здоровья хотя бы ослабить? Как поставить нам на службу неслышимые звуки?
В одном из помещений консерватории в австралийском городе Аделаиде было невозможно слушать игру на рояле – так пронзительно и резко резонировал зал. Из этого положения нашли выход, свесив с потолка несколько полуметровых в ширину полос саржи- хлопчатобумажной ткани с особой отделкой поверхности.Задания- Определите причину именно такого выхода из затруднительного положения.
- Объясните причину того, что закрытые окна гораздо заметнее защищают от дорожных шумов помещения на верхних этажах здания, чем на нижних?
- Проведите эксперимент, подтверждающий, что на большом расстоянии голос может быть слышен, но слов при этом разобрать нельзя. Определите причину этого явления.
- Пример компетентностно-ориентированного задания по физике «Сила трения. Силы сопротивления среды» (из книги «Современные школьные технологии-3», Запрудский Н.И.):
На трассе Островец – Ольховка в декабрьское морозное утро двигался легковой автомобиль. Неожиданно из встречного автомобиля выпал предмет. Во избежание наезда водитель применил экстренное торможение. Несмотря на это столкновения с предметом не удалось избежать – произошло ДТП. В момент торможения с приборной панели на пол соскользнул мобильный телефон. в протоколе ГАИ, в частности, было отмечено, что на автомобиле был установлен комплект летних покрышек. Был измерен тормозной путь, который оказался равным 20 м. Водитель утверждает, что ехал с допустимой скоростью. Коэффициент трения резины об асфальт 0,3.Задания- Помогите инспектору определить скорость движения автомобиля до ДТП.
- Рассчитайте скорость автомобиля, если время реакции водителя 0,5 с.
- Как и насколько изменился бы тормозной путь, если бы вместо летнего комплекта шин использовать зимний, коэффициент трения которого 0,7.
- Предложите способ предотвращения соскальзывания телефона. Как изменились бы ваши предложения при других параметрах корпуса телефона?
- Определите коэффициент трения телефона при его скольжении по обложке учебника.
- Как вы понимаете термин «гражданская ответственность автовладельца»? Какое отношение имеет этот термин к выполняемому вами заданию?
Практико-ориентированные
задания могут выступить не только средством формирования, но и инструментом контроля и оценки уровня владения компетенциями.
Примеры практико-ориентированных
заданий можно найти в достаточном количестве в Интернете. Однако общедоступных опубликованных сборников таких заданий по различным учебным предметам пока нет.
В настоящее время описаны требования к компетентностно-ориентированным заданиям (Шехонин А.А., Тарлыков В.А.), определены их структура и алгоритм разработки.
Открытые вопросы
❶
Не все учителя способны осваивать и внедрять в образовательный
процесс современные подходы, отвечающие общемировым образовательным
тенденциям. Большинство из нас консервативны. Нам проще придумать, почему нововведение не подходит для процесса обучения, чем разобраться в нем и овладеть им.
Следовательно, возникает вопрос:«Как учителя, невладеющие ключевыми компетенциями, связанными с успешной работой в постоянно изменяющемся мире, могут сформировать подобные компетенции у своих учеников?»
❷
Учителя, работающие по призванию, всегда практиковали продуктивные методы обучения, различные формы и средства обучения, творчески наполняли содержание урока. И даже не зная содержания слов
«ключевые компетенции», «компетентность», «компетентностный подход», они формировали у своих учеников: умение учиться; критически мыслить, умение видеть и решать проблемы и т.д (ключевые компетенции по Запрудскому Н.И.). Таким образом, описанная категория учителей имела некоторые профессиональные знания и умения по внедрению компетентностного подхода, но не знала о них. Возникает второй вопрос: Что принципиально меняет знание о знании?
В современном мире нельзя один раз стать профессионалом своего дела и остаться им навсегда. Необходимо периодически отказываться от привычных и комфортных условий работы для освоения нового, решения новых вопросов и проблем. На мой взгляд, содержание ключевых компетенций направлено на формирование тех способов деятельности, которые позволят человеку развиваться на протяжении всей жизни.
Будьте профессионалами своего дела и учите этому своих учеников!
К проблеме об оценке реализации компетентностного подхода. Существуют разные европейские технологии оценки результатов образовательной деятельности, где раскрываются и необходимые компетенции для учителя и способы оценки полученных компетенций учеников...правда, это нужно поискать...такая информация не прописывается в нашей бюракратической документации:)
ОтветитьУдалитьТак понравилось начало названия статьи "немного". Так интересно, сколько всего еще можно улучшить в образовании:)