Немного о компетентностном подходе

В Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также в учебных программах различных дисциплин перечислены требования к организации образовательного процесса. Одним из требований выступает необходимость руководствоваться в практической деятельности компетентностным подходом.  Рассмотрим лишь некоторые аспекты его введения в образовательный процесс учреждений общего среднего образования.

Что такое компетентностный подход?

Сейчас разберемся с этим вопросом
Компетентностный подход это такой подход к обучению, при котором у учащегося необходимо  сформировать определенную совокупность компетенций. Компетенции можно классифицировать на предметные, общепредметные и ключевые (по А.В. Хуторскому).
Компетенция это то, что мы должны сформировать у учащегося.
Компетентность это владение человеком соответствующими компетенциями. 
  1. Возникает важный вопрос: Чем предметные компетенции отличаются от предметных знаний, умений и навыков? Предметные компетенции, кроме знаний и умений, относящихся к определенному учебному предмету, включают в себя способность применять их на практике, а также личностное отношение к имеющимся знаниям и предметам деятельности. 
  2. Общепредметные компетенции включают себя знания и умения, относящиеся к определенному кругу учебных предметов, способность применять их на практике (например, экспериментально-исследовательская компетенция).
  3. Ключевые компетенции включают метапредметные знания, умения (например, умения получать при необходимости недостающие знания, самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях), а также способность применять их в различных жизненных ситуациях. Для формирования ряда ключевых компетенций нет специальных учебных предметов, их должны формировать все учителя.
Можно сказать, что предметные и общепредметные компетенции в какой-то мере и ранее были результатом процесса обучения, поскольку они включают в себя как предметные знания и умения, так и знания и умения, относящиеся к определенному кругу учебных предметов. Абсолютно новым, пожалуй, для учителей может стать необходимость формировать у учащихся ключевые компетенции, носящие универсальный характер, поскольку необходимы каждому человеку, независимо от профессии.
Нет единого перечня ключевых компетенций. Этот перечень есть заказ общества на образованного человека. Перечислим некоторые ключевые компетенции, актуальные для современного человека (по Запрудскому Н.И.):
  • умение учиться;
  • читательская грамотность;
  • критическое мышление и медиаграмотность;
  • информационно-компьютерная компетенция;
  • гражданская и социальная;
  • организационная;
  • личностная;
  • умение видеть и решать проблемы и т.д.
Нужно понимать, что каждая из описанных ключевых компетенций имеет свой сложный состав. Например, умение учиться включает: планирование, самооценку, самостоятельную работу по теме, поиск информации из различных источников, рефлексия и т.д.

Проблемы практического внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода

Проблемы
Согласно программам учебных предметов в рамках компетентностного подхода необходимо формировать, поддерживать и развивать экспериментально-исследовательскую,  коммуникативную, информационную, ценностно-ориентационную, личностного саморазвития и иные общепредметные и ключевые компетенции.
С этим сопряжено ряд проблем:
  1. Образовательные стандарты, концепции, а также программы учебных предметов не раскрывают весь перечень компетенций и не описывают их состав, не предлагают конкретный инструментарий для их формирования.
  2. Не понятно, как контролировать и оценивать уровень владения этими компетенциями. Тематический контроль учащихся по прежнему направлен только на выявление уровня владения предметными знаниями и умениями. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует системный контроль и оценка общепредметных и ключевых компетенций.

Возможности реализации компетентностного подхода в учреждениях общего среднего образования

На этапе планирования и подготовки урока учитель должен исходя из требований учебной программы и учебного материала решить, формирование каких конкретных компетенций будет осуществляться на данном уроке и сформулировать соответствующие компетентностные задачи на предметном, общепредметном (или межпредметном) и метапредметном уровне.
Для формирования предметных знаний и умений учителя обычно используют объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, а также фронтальную работу класса. Такой подход позволяет при минимальных затратах времени и сил выполнить лишь часть требований учебной программы. Однако для формирования общепредметных и ключевых компетенций этого недостаточно. Формирование общепредметных и ключевых компетенций возможно лишь на основе использования  продуктивных методов обучения в комплексе с разнообразными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Формирование общепредметных и ключевых компетенций может быть обеспечено через организацию перевернутого обучения, исследовательского обучения, проектного обучения, кооперативного обучения, развивающего обучения и т.д.
Практика
Одним из средств для формирования и развития предметных, общепредметных и ключевых компетенций (в частности способностей применять на практике предметные, общепредметные и метапредметные знания и умения) являются компетентностно-ориентированные задания, задачи-ситуации. От традиционных они отличаются тем, что моделируют практическую, жизненную ситуацию и строятся на актуальном для учащихся материале. В данных заданиях требуется интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать ее. Следует отметить тот факт, что выполнение практико-ориентированных заданий часто требует большего времени, чем выполнение традиционных заданий.
    Пример задачи
  • Пример задачи-ситуации по физике «Звук» (из журнала «Физика в школе», 2009, № 3, стр.67):
    Звуковые волны один из основных источников информации об окружающем нас мире. Разговорная речь, музыка, звуки живой природы, обмен сообщениями по телефону, аудиотехника мы живем в акустически насыщенной атмосфере. Неизмеримо возросла и плотность вредных звуков раздражающих, а порой и просто опасных для здоровья шумов. Как донести одни полезные звуки до нас с возможно меньшими потерями и искажениями, а опасные для здоровья хотя бы ослабить? Как поставить нам на службу неслышимые звуки?
    В одном из помещений консерватории в австралийском городе Аделаиде было невозможно слушать игру на рояле так пронзительно и резко резонировал зал. Из этого положения нашли выход, свесив с потолка несколько полуметровых в ширину полос саржи- хлопчатобумажной ткани с особой отделкой поверхности.
    Задания
    1. Определите причину именно такого выхода из затруднительного положения.
    2. Объясните причину того, что закрытые окна гораздо заметнее защищают от дорожных шумов помещения на верхних этажах здания, чем на нижних?
    3. Проведите эксперимент, подтверждающий, что на большом расстоянии голос может быть слышен, но слов при этом разобрать нельзя. Определите причину этого явления.
  • Пример компетентностно-ориентированного задания по физике «Сила трения. Силы сопротивления среды» (из книги «Современные школьные технологии-3», Запрудский Н.И.):
    На трассе Островец Ольховка в декабрьское морозное утро двигался легковой автомобиль. Неожиданно из встречного автомобиля выпал предмет. Во избежание наезда водитель применил экстренное торможение. Несмотря на это столкновения с предметом не удалось избежать  произошло ДТП. В момент торможения с приборной панели на пол соскользнул мобильный телефон. в протоколе ГАИ, в частности, было отмечено, что на автомобиле был установлен комплект летних покрышек. Был измерен тормозной путь, который оказался равным 20 м. Водитель утверждает, что ехал с допустимой скоростью. Коэффициент трения резины об асфальт 0,3.
    Задания
    1. Помогите инспектору определить скорость движения автомобиля до ДТП.
    2. Рассчитайте скорость автомобиля, если время реакции водителя 0,5 с.
    3. Как и насколько изменился бы тормозной путь, если бы вместо летнего комплекта шин использовать зимний, коэффициент трения которого 0,7.
    4. Предложите способ предотвращения соскальзывания телефона. Как изменились бы ваши предложения при других параметрах корпуса телефона?
    5. Определите коэффициент трения телефона при его скольжении по обложке учебника.
    6. Как вы понимаете термин «гражданская ответственность автовладельца»? Какое отношение имеет этот термин к выполняемому вами заданию?

Практико-ориентированные задания могут выступить не только средством формирования, но и инструментом контроля и оценки уровня владения компетенциями.
Примеры практико-ориентированных заданий можно найти в достаточном количестве в Интернете. Однако общедоступных опубликованных сборников таких заданий по различным учебным предметам пока нет.
В настоящее время описаны требования к компетентностно-ориентированным заданиям (Шехонин А.А., Тарлыков В.А.), определены их структура и алгоритм разработки.

Открытые вопросы

Открытые вопросы
Не все учителя способны осваивать и внедрять в образовательный процесс современные подходы, отвечающие общемировым образовательным тенденциям.  Большинство из нас консервативны. Нам проще придумать, почему нововведение не подходит для процесса обучения, чем разобраться в нем и овладеть им.
Следовательно, возникает вопрос:«Как учителя, невладеющие ключевыми компетенциями, связанными с успешной работой в постоянно изменяющемся мире, могут сформировать подобные компетенции у своих учеников?»
Учителя, работающие по призванию, всегда практиковали  продуктивные методы обучения, различные формы и средства обучения, творчески наполняли содержание урока. И даже не зная содержания слов
«ключевые компетенции», «компетентность», «компетентностный подход», они формировали у своих учеников: умение учиться; критически мыслить, умение видеть и решать проблемы и т.д (ключевые компетенции по Запрудскому Н.И.).  Таким образом, описанная категория учителей имела некоторые профессиональные знания и умения по внедрению компетентностного подхода, но не знала о них. Возникает второй вопрос: Что принципиально меняет знание о знании?

ВниманиеВ современном мире нельзя один раз стать профессионалом своего дела и остаться им навсегда. Необходимо периодически отказываться от привычных и комфортных условий работы для освоения нового, решения новых вопросов и проблем. На мой взгляд, содержание ключевых компетенций направлено на формирование тех способов деятельности, которые позволят человеку развиваться на протяжении всей жизни.  
Будьте профессионалами своего дела и учите этому своих учеников!











Комментарии

  1. К проблеме об оценке реализации компетентностного подхода. Существуют разные европейские технологии оценки результатов образовательной деятельности, где раскрываются и необходимые компетенции для учителя и способы оценки полученных компетенций учеников...правда, это нужно поискать...такая информация не прописывается в нашей бюракратической документации:)
    Так понравилось начало названия статьи "немного". Так интересно, сколько всего еще можно улучшить в образовании:)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Как и зачем проводить открытые уроки?

Вопрос как средство обучения

Перевернутый урок

Обучаем детей поколения Z

Истинная культура человека. В каких единицах измеряется и в чем определяется?

Почему дети лгут?

Искусство невербального общения

Разоблачаем недостатки традиционного урока

Как мы используем возможности профессионального роста?

Количество·просмотров·страницы