Как мы используем возможности профессионального роста?


Профессиональный рост
Мои наблюдения позволили разделить людей по способу проживания своей профессиональной жизни на три категории:
  • на тех, кто плывет по реке своей профессиональной жизни против течения;
  • на тех, кто плывет по реке своей профессиональной жизни по течению;
  • на тех, кто плывет по реке своей профессиональной жизни на моторной лодке.
Сразу оговорю, что под течением будем понимать все те возможности, которые есть у человека для профессионального роста.
Безусловно, такое деление это всего лишь результат моих субъективных размышлений. Поэтому, прошу читателя не судить их строго.
Рассмотрим, кто эти люди, как проживают свою профессиональную жизнь. Опишу свои размышления на примере профессии педагога. Хотя к любой другой профессии данную классификацию тоже можно отнести.
 В педагогической профессии возможностей профессионального роста достаточно: 
своевременное повышение квалификационной категории; 
подготовка и организация открытых мероприятий: открытых уроков, мастер классов, семинаров и т.д.; 
участие в семинарах и мастер классах для повышения профессионального мастерства; 
участие в педагогических конкурсах для личностного саморазвития и карьерного роста; 
подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, турнирам и другим мероприятиям для получения опыта в этих видах деятельности и также для карьерного роста.
Разные учителя по-разному используют эти возможности. Рассмотрим, как это происходит в их жизни.

Первая категория людей те, кто плывет по реке своей профессиональной жизни против течения.
И так, первая категория людей это люди, которые не используют возможности профессионального роста.  Есть такие педагоги, которые не желают развивать себя профессионально, они отказываются от возможности усовершенствовать свои профессиональные умения, попробовать себя в новых условиях. Эти педагоги не любят выходить из зоны комфорта и отказываются от участия во всяких мероприятиях или специально проваливают их. Удивительно, но такое тоже бывает. Чаще всего такие люди жалуются на свою зарплату и условия труда, но при этом ничего не пытаются изменить в своей профессиональной жизни.
Актуальный пример из жизни. С некоторых пор высшую квалификационную категорию учителям нужно подтверждать каждые пять лет. И многие учителя не пожелали подтверждать высшую категорию, жалуясь на нововведение. В результате, они проработали долгое время с высшей категорией, а доработают и уйдут на пенсию с первой.
Мне приходилось слышать от людей этой категории истории следующего характера: "Мне предлагали в свое время стать заучем, а я отказалась. Зачем мне лишняя ответственность?", "У меня была возможность учиться дальше, но я не захотела", "Мне предлагали стать методистом района, но я подумала, зачем мне это нужно?", и так далее. Эти люди как бы с гордостью рассказывают о том, что у них были возможности, что и они были достойны чего-то большего. Но возможности эти они не использовали.
Бывает и так, что учитель (и это чаще всего женщины) работает без желания дальнейшего профессионального роста и, как следствие, материального достатка, оправдывая себя тем, что, например, муж хорошо зарабатывает и достойно содержит семью. Это тоже у меня вызывает недоумение. Каждый человек, опять же на мой субъективный взгляд, должен понять, что он из себя представляет, кто он есть сам по себе, без других. В противном случае, нельзя стать самодостаточным человеком, человеком, который находится в моральной и материальной независимости от других.  

Вторая категория людей те, кто плывет по реке своей профессиональной жизни по течению.
Эта категория людей использует те возможности профессионального роста, которые у них время от времени появляются. Если им предлагают поучаствовать в конкурсе или подготовить открытый урок, подготовить ученика к конференции и т.д., то они ответственно подходят к таким мероприятиям, стараются проявить себя наилучшим образом. В меру своего таланта такие люди достигают или не достигают успеха. В целом, это хороший способ для профессионального саморазвития. Однако, на мой взгляд, здесь есть серьезная опасность. Неудача не всегда свидетельствует о том, что ты не на своем месте. Не добившись успеха в каком-то мероприятии многие люди из этой категории не станут пробовать свои возможности еще раз. Например, при неудачном участии в конкретном конкурсе им больше могут не предложить попробовать свои силы в аналогичном мероприятии. И сами они тоже не проявят инициативу. А ведь известно, что с первого раза не всегда получается достичь успеха.

Третья категория людей те, кто плывет по реке своей профессиональной жизни на моторной лодке.
Эта категория людей не ждет возможностей и шансов проявить себя. Они сами проявляют инициативу. Например, сами узнают о мероприятиях, в которых желают поучаствовать и предлагают себя в качестве участников; сами предлагают провести открытый урок, мастер класс, семинар на методическом объединении и т.д. Они много читают и совершенствуют свои профессиональные умения. Безусловно, эти люди не теряются при неудачах. Они их анализируют и пробуют себя снова и снова в намеченном направлении. Это люди очень целеустремленные.
Вот пример проявления описанной инициативы. Я в свое время самостоятельно овладела работой с интерактивной доской и начала разрабатывать методическое обеспечение для работы с этим техническим средством. Затем сама предлагала и организовывала семинары, мастер классы, открытые уроки с ее использованием, готовила публикации по этой теме. Прошло немного времени и меня начали приглашать на курсы повышения квалификации учителей и другие мероприятия, которые к тому же хорошо оплачивались. Моя фамилия до сих пор у многих учителей и методистов ассоциируется с интерактивной доской.
К сожалению, люди описываемой группы не всегда очень талантливые. И в моей жизни встречались примеры, когда не очень талантливые, но очень целеустремленные достигали больших успехов, чем те, кто очень талантлив, но не очень целеустремлен. Это всегда огорчает. Я ни раз задавала себе вопрос: почему так получается? И мне кажется, что не очень способные больше хотят доказать окружающим, что они на многое способны, самоутверждаются таким образом. А по-настоящему способные люди меньше расположены кому-то и себе что-то доказывать. Порой им кажется, что о них, таких замечательных, должно позаботиться, например, руководство школы или страны! Им кажется, что их не ценят, хотя они этого достойны. Никто никому ничего не должен. Увы.

Обращаю внимание...
Целеустремленность очень важное качество в профессии педагога! В этой профессии нельзя достигнуть быстро намеченной цели. Недостаточно один раз выиграть, например, областную олимпиаду (и получить хорошее за это материальное вознаграждение). Нужно раз за разом доказывать, что ты действительно лучший в этом виде деятельности. Постоянное участие и победы в олимпиадах сделают Вашу фамилию узнаваемой, что позволит подрабатывать судейством на олимпиадах, а также репетиторством. Для карьерного роста нужно участвовать и становиться призером конкурсов на протяжении нескольких лет. 10 лет напряженной и успешной работы могут сделать Вас, например, директором школы. И такие примеры есть! Целеустремленность еще важна и потому, что рядом достаточно нечестных конкурентов. А еще педагогам нужно обладать большим терпением, поскольку материальный достаток в этой профессии наращивается не так быстро, как хотелось бы.

И так, хочется сформулировать некоторые выводы. 
Люди первой категории на примере педагогической профессии работают в должности рядового учителя на протяжении всей профессиональной жизни. И можно сказать, что в этом нет ничего плохого, особенно, если учитель каждый урок проводить на высоком уровне. Однако, мне кажется, если не пробовать себя постоянно в разных направлениях в рамках своей профессии, то становишься консервативным. В результате, те методики, которые позволяли проводить урок на хорошем уровне, могут не дать таких же результатов для нового поколения учеников. Поверьте, что участие в любом конкурсе это серьезный рывок в саморазвитии! Люди, способные самостоятельно развивать себя через различные источники информации и практикующие новые знания, всегда хотят чего-то большего, чем имеют! Поэтому я никогда не верю в истории о хорошем учителе, плывущем по реке своей профессиональной жизни против течения.
Если Вы обнаружили, что относитесь к этой категории учителей, то, возможно, это не Ваша профессия или плыть против течения это черта Вашего характера. Значит что-то нужно менять: или профессию, или характер.
Люди второй категории могут также, как и в первом случае, проработать учителем всю жизнь, однако такие учителя более профессиональны и востребованы, поскольку не избегают возможностей повышения педагогического мастерства. У таких учителей есть шансы подняться по карьерной лестнице, если они очень талантливы и с первого раза смогут успешно проявить себя в конкурсной деятельности. Однако, мне кажется, это редкие примеры. Ведь история успеха чаще всего не бывает линейной.
Люди третьей категории так или иначе добиваются успехов в профессиональной жизни, потому что не просто умеют, но и желают постоянно выходить из зоны комфорта. Это сложно, но результат оправдывает такие старания. Меня расстраивает тот факт, что среди людей добившихся успеха в педагогической профессии преобладают целеустремленные, но не очень талантливые, а порой и вовсе не имеющие таланта. Именно результаты работы таких руководителей увеличивают первую категорию людей, не желающих даже воспользоваться имеющимися у них возможностями. Есть, безусловно, и талантливые руководители. Их очень мало, поскольку совпадение таланта и целеустремленности редкое сочетание.

Надеюсь, Вы не запутались в моих рассуждениях, и они помогли Вам чуть лучше разобраться в перспективах учительской профессии. Чем раньше Вы поймете, как Вы хотите перемещаться по реке своей
профессиональной жизни, тем больше вероятность, что намеченные цели будут достижимы.
А к практикующим учителям мне хочется обратиться отдельно. Всевозможные конкурсы и другие мероприятия, в которых Вам предлагают поучаствовать, нужно воспринимать позитивно, а именно: как шанс проявить себя, стать профессионалом своего дела, стать успешным педагогом, стать более материально благополучным, шанс познакомиться с опытом других педагогов и приобрести свой уникальный опыт, стать востребованным и узнаваемым, шанс подняться по карьерной лестнице.

Нечестные способы профессионального роста здесь не рассматривались, поскольку их и нет. Можно подняться по карьерной лестнице быстро и нечестно, но это не делает человека профессионалом! Сами решайте, что для Вас важнее: наполнить себя изнутри или снаружи? А главное, что у профессионала всегда есть возможности карьерного роста и повышения материального достатка!!! Нужно быть лучшим в свое деле и это обеспечит востребованность в Ваших услугах!


Комментарии

  1. Пологаю, следующий пост будетна тему эмоционального выгарания) или как заливать топливо в моторную лодку прямо на плаву:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))))
      Замечательная тема для поста: "Как заливать топливо в моторную лодку прямо на плаву?"
      Что-то всегда должно вдохновлять. Или кто-то.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Немного о компетентностном подходе

Как и зачем проводить открытые уроки?

Вопрос как средство обучения

Перевернутый урок

Обучаем детей поколения Z

Истинная культура человека. В каких единицах измеряется и в чем определяется?

Почему дети лгут?

Искусство невербального общения

Разоблачаем недостатки традиционного урока

Количество·просмотров·страницы