Разоблачаем недостатки традиционного урока


Или 5 преимуществ и 5 ограничений перевернутого урока

 

Здесь изображены палецы вверх и вниз

Всем тем, кто остался неравнодушным (в отрицательном смысле тоже!) к содержанию предыдущего поста, предлагаю продолжить обсуждение темы перевернутого урока. Порассуждаем на следующие вопросы. Какие проблемы традиционного урока позволяет преодолеть перевернутое обучение? С какими трудностями можно столкнуться в этом перевороте?

Преимущества перевернутого урока

✔ Дисциплина и активная работа на уроке

Здесь изображены ученики в классе

На традиционном уроке мы требуем от учеников строгой дисциплины, которая заключается в том, чтобы ученики вели себя тихо, внимательно слушали учителя, не мешали ему объяснять учебный материла, не мешали другим слушать, выполняли его указания и задания. Согласитесь, быть прилежным учеником в таких условиях – очень сложная задача!
Дисциплина на перевернутом уроке предполагает активную работу учащихся, их общение. Думаю, во втором случае любой ученик с легкостью окажется дисциплинированным!

✔ Ответственность за свои действия
Нести ответственность за свои поступки – совсем не простая задача! На традиционном уроке ученики часто отказываются нести ответственность и перекладывают ее на учителя. Например, родителям они могут сказать, что учитель не объясняет или плохо объясняет учебный материла, поэтому они его не понимают.
Как часто ученик после больничного оправдывает свою не подготовку к уроку тем, что болел. А ведь открыть учебник дома – не так уж и сложно, но все же проще не нести ответственность за свои действия.
Перевернутый урок позволяет изменить описанную ситуацию и делегировать ученикам ответственность. Теперь то, насколько ты хорошо усвоил новый учебный материла, зависит только от тебя. Если что-то не понятно, нужно просто пересмотреть предложенный учителем материла несколько раз, а все трудности записать и обсудить дистанционно или на уроке с одноклассниками и учителем.

✔ Возможности индивидуализации обучения

Здесь изображен ученик

На традиционном уроке недостаточно времени и возможностей для учета индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся. Перевернутый урок, напротив, позволяет индивидуализировать процесс обучения. На этапе выполнения домашнего задания ученики в удобном темпе могут осваивать учебный материал, пересматривать ссылки с содержанием темы столько раз, сколько это им необходимо. Работа на перевернутом уроке позволяет дифференцировать учащихся в группы по интересам или по уровню овладения учебным материалом для дальнейшей работы над творческими заданиями.

✔ Высокая учебно-познавательная мотивация учащихся
Многие учителя сегодня отмечают низкую мотивацию обучения. С чем это связано? Сидеть и слушать объяснения учителя для большинства учеников просто необходимость, а не потребность. Перевернутое обучение позволяет хотя бы приблизиться к решению этой проблемы. Делегируя ученикам ответственность за образовательные результаты мы создаем условия для их самореализации, которые и должны повысить учебно-познавательную мотивацию.
Перевернутое обучение позволяет сформировать иное отношение к процессу обучения, например, к выполнению домашнего задания. Домашнее задание нужно выполнить для интересной работы на уроке, необходимость списывать исчезает. Даже выполняя тест для самоконтроля или практические задания ученики могут общаться, сверять и обобщать полученные результаты. Таким образом, на перевернутом уроке и вне его реализуется потребность в общении.

✔ Новая роль учителя и новая роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Роль учителя как источника знаний постепенно утрачивается. Информация, которую транслирует учитель в глазах аудитории обесценивается. Сегодня есть много книг, за которыми даже не нужно ходить в библиотеку. Интернет «знает больше»! Он интересней и привлекательней! Тогда зачем слушать учителя на уроке и запоминать информацию, если она стала настолько доступной!?
Я уже слышу Ваши возражения: А как же учителя, которых хочется слушать, которые умеют держать внимание класса, которые интересно объясняют учебный материал. Но их всегда было не так уж и много.

Здесь изображен жизнерадостный учитель
Сегодня учителя, для того, чтобы наглядно и доступно объяснить новый учебный материал, используют электронные средства обучения. Однако и такое использование ИКТ не является очень эффективным, поскольку, когда его использует учитель, ученики выполняют всю ту же репродуктивную работу (смотрят, слушают, запоминают).
Перевернутое обучение предлагает изменить роль ИКТ и учителя. Ученики добывают информацию сами, используя смартфоны, планшеты, компьютеры, работая с Интернет-ресурсами, а учитель организует их деятельность: учит прорабатывать эту информацию, анализировать ее, оценивать, обобщать и т.д., а также использовать для выполнения творческих задач.

Раскрывая преимущества перевернутого урока, на самом деле, мы разоблачаем недостатки традиционного урока. А недостатки эти связаны лишь с тем, что при обучении нового поколения учеников необходимо учитывать их новые потребности, возможно, те особенности их образа жизни, которые не были присущи предыдущему поколению.
Безусловно, для преодоления указанных недостатков перевернутый урок не является единственным рецептом!!!

Трудности, возникающие при перевернутом обучении

✔ Отсутствие соответствующей нормативной документации
Отсутствие критериев оценок работы на перевернутом уроке, а также норм для организации домашнего задания усложняет работу учителя-новатора. Например, если все учителя будут работать по технологии перевернутого обучения, то ученики будут перегружены домашним заданием, связанным с проведением достаточно долгого времени за компьютером.
Кроме того, некоторые положения из действующих нормативных документов и вовсе запрещают, пусть и косвенно, организацию перевернутого обучения.

Здесь изображена папка с документами
Выдержка из Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь (для 2017–2018 уч. года).
Обращаем внимание на то, что основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Основная функция домашнего задания – закрепление знаний и умений. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который освоен на учебных занятиях.

С другой стороны, согласно новым учебным программам на уроке должны быть сформированы ключевые и специальные компетенции, например, креативная, проектная, исследовательская. Формирование данных компетенций в рамках традиционного урока практически невыполнимая задача. Реализовать данную задачу успешно можно на перевернутом уроке, используя продуктивные методы и формы обучения.

✔ Сопротивление родителей
Учитель-новатор может услышать от родителей следующие слова: «Нам всегда в школе учитель объяснял учебный материал. Учителя сейчас просто не хотят работать», и так далее… Нужно постараться убедить родителей в том, что такое обучение будет полезным для их детей. Убедить в этом можно через организацию открытых перевёрнутых уроков для родителей.
Немаловажна поддержка администрации в этом вопросе. И тут тоже многое зависит от Вашей убедительности.

✔ Невыполненное домашнее задание
На первый взгляд может показаться, что если ученики не просмотрят заранее материал новой темы, то перевернутый урок не состоится. Однако это не так!

Здесь изображен знак невыполненного домашнего задания

Учеников нужно постепенно приучать к новому виду домашнего задания. Вначале можно его вовсе не задавать и часть урока тратить на то, чтобы ученики сами просматривали видео- или другой материал урока. Затем постепенно эту часть урока можно предлагать в качестве домашнего задания. Если на перевернутом уроке есть учащиеся, не выполнившие домашнее задание, то их можно организовать для дальнейшей работы в одну группу. И тогда эта группа учащихся перед тем, как выполнять творческие задания должна выполнить домашнее задание.
Учащиеся с примерно одинаковым уровнем усвоенного дома материала могут быть объединены в группы для дальнейшей совместной работы над заданиями, соответствующими уровню их подготовки.

✔ Предварительная работа учителя для проведения перевернутого урока
На освоение новой технологии будет затрачено не мало времени. Возможно, придётся овладеть умениями создавать авторские видео- и другие материалы, научится работать с сетевыми сервисами. Кроме того, учителю нужно привыкнуть к своей новой роли консультанта и помощника, изучить (или создать) новые сценарии проведения урока.

✔ Ограничения доступа к Интернету
А что, если не у всех учащихся есть безграничный доступ к ресурсам сети? Такое положение дел может препятствовать просмотру нужного материала, а также сетевому взаимодействию учащихся в перевернутом обучении. Выходом из сложившейся ситуации может стать передача информации на внешних носителях памяти.

Выражаю надежду на то, что теперь Вы действительно знакомы с особенностями перевёрнутого урока! Экспериментируйте! Обязательно!

АНОНС

Комментарии

  1. Спасибо!!! Уже выстраивается более четкая траектория использования технологии перевернутого обучения! Конечно, попрежнему остается вопрос о том, как это сделать максимально полезно и эффективно... Но я думаю, эта дорога появится под ногами идущего!:)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Немного о компетентностном подходе

Как и зачем проводить открытые уроки?

Вопрос как средство обучения

Перевернутый урок

Обучаем детей поколения Z

Истинная культура человека. В каких единицах измеряется и в чем определяется?

Почему дети лгут?

Искусство невербального общения

Как мы используем возможности профессионального роста?

Количество·просмотров·страницы