Искусство невербального общения

Рисунок "Язык тела"

Учителям всегда нужно помнить о том, что значительная часть информации передается с помощью невербальных средств общения. Жесты, поза нередко более надежно свидетельствуют о целом ряде психических состояний, чем речь. Это означает, что учитель должен следить за движениями своего лица и тела, а также быть внимательным к жестам и мимике своих учеников.

Поразмышляем на следующие вопросы. Что видят ученики, когда наблюдают за учителем? Что дает учителю его наблюдательность? Какое значение имеет невербальное общение для учебного процесса?

Что видят ученики, когда наблюдают за учителем?

Мы, учителя, должны помнить о том, что ученики за нами наблюдают. Особенно ученики внимательны к новым учителям. Они интуитивно чувствуют, как мы относимся к ним, и нередко узнают об этом по нашей мимике, пантомимике (движениям тела), жестикуляции. Для учеников важны движения, жесты учителя. Они смотрят, как он вошел в класс, как положил или бросил на стол тетради, журнал, как стал, сел, посмотрел на класс. Особенно внимательно они наблюдают за учителем в начале урока. Если урок интересный, и все ученики работают с увлечением, то на позу учителя они перестают обращать внимание.
Даже не зная установленных закономерностей поведения, ученики могут отличить искреннюю улыбку учителя от неискренней. Если нижние веки при улыбке не приподняты, нижние части круговых мускул глаз не напряжены, то улыбка неискренняя.
Уважение к ученикам, искреннее проявление внимания к ним, интерес к работе с ними, радость от встречи можно прочесть в приветливом выражении лица учителя. Ученики замечают поддержку учителя, которая может проявляться в подбадривании взглядом, движением руки, улыбкой. В арсенале учителя есть жест прикосновение. Он полезен, когда надо остановить разговаривающего ученика, подчеркнуть сказанное или продемонстрировать доброе отношение, симпатию к человеку.
Кинесика почти всегда выдает учителя, даже если он пытается скрыть свое недоброжелательное отношение к классу или нелюбовь к своей работе. А поскольку ученики часто зеркально относятся к учителю, то вряд ли можно завоевать уважения учеников, добиться высокой дисциплины, если сам относишься к ним без уважения.
💃Положение тела очень информативно и сильно влияет на общение
Представим ситуацию: новый учитель заходит в класс. Исследования показывают, что большинство людей формирует мнение о незнакомом человеке менее чем за четыре минуты общения. Следовательно, за первые 10 минут урока ученики с легкостью определят, на сколько уверен в себе их учитель и что позволительно у него на уроке.
Если у учителя сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова, то это все говорит о неуверенности в себе и приведет к потере уважения, к нежеланию слушать этого учителя.
Если учитель волочит ноги, смотрит вниз, держит руки в карманах, то это выдает в человеке угнетение.
Если у учителя подбородок задран, руки двигаются размашисто, интенсивно, ноги в движении не гнуться, тело отклонено назад, то это говорит о самодовольном учителе, таких ученики не любят.
Исследования показывают, что учащимся всех возрастов импонирует уверенная, прямая, с развернутыми плечами и поднятой головой поза учителя. Чем больше отклоняется учитель от этой позы, горбясь, засовывая руки в карман, сидя на стуле развалившись, опираясь о стену, облокачиваясь на стол, тем ниже оценивают его позу школьники. 
👉Определенную информацию несут руки учителя при общении с аудиторией
Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, означают защитную позицию или негативное состояние.
Прикосновение раскрытыми ладонями к груди, наоборот, жест честности и открытости.
Закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельство неудовлетворенности, расстроенности, попытки взять себя в руки.
Руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте и откровенности человека.
Сжатые в кулаки пальцы, желваки на скулах свидетельство враждебности.
Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, к пуговице на рукаве это выражение стремления замаскировать свою неуверенность, нервозность. О нервозности говорит и интенсивность жестикуляции: чем она больше, тем больше человек волнуется. У молодого учителя это может происходить при желании занять лидирующее положение в классе, заставить себя слушать или, когда не хватает слов, для выражения мысли.
Неуверенность и неверие в свои силы также демонстрирует переплетение пальцев рук и потирание больших пальцев один о другой.
Большое значение имеет положение ладони во время указаний к действиям. Ученик, к которому обращаются рукой ладонью вверх, не чувствует давления и угрозы. Когда ладонь повернута вниз, учитель сразу же подчеркивает свой авторитет. Ученик почувствует, что Вы отдаете приказ, а не просите о чем-то. Указательный палец в таком жесте играет роль символической палки, которой учитель принуждает учащихся к покорности. Указательный палец = «Делай то, что я сказал!».
Каждое движение учителя должно выражать достоинство. Жесты должны быть легкими, уверенными и в то же время энергичными. В класс следует входит с улыбкой, с хорошим настроением.

Что видит учитель, когда наблюдает за учениками?

Одним из профессиональных качеств учителя является педагогическая наблюдательность. Наблюдая за жестикуляцией, мимикой и пантомимикой ученика, опытный учитель может многое заметить и понять в его поведении, определить его самочувствие, настроение.
👦Самая информативная часть лица это глаза
Зрачки глаз непроизвольно расширяются и сужаются, сообщая о реакции собеседника. Зрачки ученика расширяются, когда он заинтересован разговором, объяснением учителя, рад видеть любимого и уважаемого им учителя. Зрачки сужаются у сердитого и мрачного ученика, когда он настроен враждебно или расстроен чем-то.
О многом говорит блеск глаз. Он позволяет говорить о внимании учеников, степени их любви к предмету и учителю.
Если у ученика «бегают глаза», он не выдерживает Вашего взгляда, отводит взор, можно предположить, что он говорит неправду, боится, старается умолчать о случившемся.
Если ученик отводит глаза и пытается спрятать за впереди сидящим или стоящим это может означать неготовность к ответу.
Если 2/3 времени общения ученик смотрит на Вас, то можно предположить, что он заинтересован предметом разговора, склонен к сотрудничеству, или он хочет доброжелательных отношений с Вами. Легче налаживаются добрые контакты, когда взгляды собеседников пересекаются на протяжении 6070 % времени общения.
Блуждающий по потолку, стенам взгляд с одновременным выпрямлением головы говорит о потере мысли.
👐Положение рук ученика также несет в себе определенную информацию
Подпиранье ладонью щеки демонстрация скуки.
Поглаживание подбородка информирует о раздумье, желании принять решение.
Постукивание пальцами о нетерпении, может быть, и скуке. Скорость постукивания напрямую связана со степенью нетерпения человека. Чем быстрее он барабанит пальцами, тем сильнее ему хочется от Вас отвязаться.
Рука, прикрывающая рот, непроизвольная констатация собственной лжи. При этом дошкольник чаще всего прикрывает рот ладонью, подросток держит ладонь ребром, а взрослый прикладывает указательный палец к верхней губе. Нередко рука, почесывающая лицо и шею, тоже выражает ложь.
Когда ученик хочет быть искренним, он подсознательно раскрывает ладони перед учителем. При этом учитель сразу же интуитивно чувствует, что ему говорят правду. 

Интересные факты о невербальном общении

Интересные факты о невербальном общения
  • Женщины гораздо внимательнее относятся к языку телодвижений, чем мужчины.
  • Имитировать сигналы языка телодвижений легче при общении с мужчинами, чем с женщинами, поскольку мужчины в целом хуже распознают их смысл.
  • Расширение зрачков, повышенную потливость и румянец на щеках сознательно имитировать нельзя, но научиться демонстрировать раскрытие ладони, подтверждающие Вашу искренность, несложно.
  • Женский мозг ориентирован на мультитрекинг. Обычная женщина может смотреть телевизор, одновременно с этим говорить по телефону, прислушиваться к разговору за ее спиной и еще пить кофе.
  • Когда слова и сигналы языка телодвижений противоречат друг другу, женщины предпочитают не обращать внимание на слова.
  • Большинство предсказателей судьбы использует прием, называемый «холодным чтением», достоверность которого достигает 80 % при гадании для совершенно незнакомого человека. Наивным клиентам это может показаться настоящим чудом, но в действительности же предсказатель просто правильно истолковывает сигналы языка телодвижений, обладает глубоким знанием человеческой природы и полагается на теорию вероятности.
  • Взрослых людей понимать гораздо труднее, чем детей, поскольку с возрастом лицо теряет мышечный тонус.
  • Современный человек гораздо хуже понимает сигналы языка телодвижений, чем его первобытные предки. Он слишком старается вникнуть в смысл слов.
  • Когда лгут мужчины, их язык телодвижений абсолютно очевиден. Когда лгут женщины, они предпочитают выглядеть очень занятыми и деловитыми. Женщины лгут гораздо искуснее мужчин.
  • В Малайзии и на Филиппинах, указывать пальцем можно только на животных. Если Вы укажете пальцем на человека, то нанесете ему смертельное оскорбление. Малайзийцы указывают на людей и показывают направление большим пальцем.
  • При искренней, неподдельной улыбке в уголках глаз образуются морщинки. Неискренние люди улыбаются только губами.
  • Самое замечательное в улыбке ее заразительность. Наука доказывает, что чем больше Вы улыбаетесь, тем более позитивно реагируют на Вас окружающие.
  • Когда человек лжет, его улыбка гораздо сильнее выражена с левой стороны, чем с правой.
  • Профессор Уильям Фрай из Стэнфордского университета заметил, что продолжительный смех дает организму физическую нагрузку, сопоставимую с десятью минутами занятий на тренажере. Вот почему настоящий, искренний смех исключительно полезен для здоровья.
  • Когда Вы скрещиваете руки на груди, Ваш авторитет кардинальным образом снижается.
  • В Японии Вы должны внимательно следить за состоянием своей обуви. Ботинки должны быть новыми и безукоризненно вычищенными. Каждый раз, когда японец кланяется Вам, он обращает внимание на обувь.
  • Свяжите итальянцу руки за спиной и он утратит дар речи.
Здесь восклицательный знак
Нельзя забывать о том, что на невербальный язык могут повлиять неизвестные факторы, например, привычки или предшествовавшая общению ситуация.  Необходимо не торопиться с выводами и обязательно сопоставлять их с анализом прошлого поведения ученика. Также необходимо учитывать не один жест, а их сумму, следить, подкрепляются ли жесты словами, мимикой. 

Учитель должен понимать и учитывать язык мимики, жестов и поз. Знание хотя бы основ кинесики может облегчить процесс взаимодействия учителя с учащимися, сделать его более эффективным.

Сообщение написано на основе работ Алана Пиза, а также Станкина Михаила Иосифовича.

Комментарии

  1. На самом деле содержание информации от человека к человеку вербально - речью - передается только на 7(процентов), интанационно - голосом - на 38 (процентов) , а невербально - мимически и жестами - на 55 (процентов). Поэтому, действительно, невербальное общение играет важную роль в нашей коммуникации в целом! Спасибо за пост, невероятно полезно!!!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Немного о компетентностном подходе

Как и зачем проводить открытые уроки?

Вопрос как средство обучения

Перевернутый урок

Обучаем детей поколения Z

Истинная культура человека. В каких единицах измеряется и в чем определяется?

Почему дети лгут?

Разоблачаем недостатки традиционного урока

Как мы используем возможности профессионального роста?

Количество·просмотров·страницы