Повышаем культуру педагогического общения
Как правильно общаться? Как сделать замечание или указать на
неправильное действие, но при этом не обидеть человека? Как в общении показать,
что ты уважаешь чувства собеседника, веришь в его возможности?
Умения общаться очень важны в повседневной жизни, в любой
профессии, а в профессии педагога (родитель тоже является педагогом, не
забываем об этом!) эти умения приобретают особый смысл.
В этом сообщении я остановлюсь только на трех важных
правилах эффективного общения.
1. Хвалить и ругать нужно не человека, а его поступки!
Дорогие учителя, родители, не скупитесь на похвалу. Это ведь
так приятно!!! Но только хвалить нужно действительно за хорошие поступки. Если
мы похвалили поступок человека, в частности ученика, то он будет понимать, что так
нужно поступать всегда. Он не будет думать о себе: «Я хороший и больше мне
ничего делать не нужно», но будет знать наверняка, что в этот раз я поступил
хорошо, было бы не плохо повторить.
Нужно поругать? Ну что ж бывает и такое. В какой форме? Скажите: «Ты поступил плохо», но ни в коем случае не говорите: «Ты плохой»! Таким образом мы оставляем шанс для переосмысления и исправления своего поступка. Если это уместно, ругайте с грустью, а не со злобой.
И, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, когда ругаете или хвалите не сравнивайте одного человека с другими. Даже, когда ругаете, уважайте Человека, не обижайте Человека. Пожалуйста!!!
Нужно поругать? Ну что ж бывает и такое. В какой форме? Скажите: «Ты поступил плохо», но ни в коем случае не говорите: «Ты плохой»! Таким образом мы оставляем шанс для переосмысления и исправления своего поступка. Если это уместно, ругайте с грустью, а не со злобой.
И, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, когда ругаете или хвалите не сравнивайте одного человека с другими. Даже, когда ругаете, уважайте Человека, не обижайте Человека. Пожалуйста!!!
2. Общаемся без частицы «не»!
«Не опаздывай!» «Не отвлекайся!» «Не кричи!» «Не бегай!» «Не
болтайте!» Знакомо??
Как и взрослые, дети терпеть не могут, когда ими командуют,
распоряжаются, повелевают.
Замените эту частицу. Несложно, поверьте! Например, вместо «Не
опаздывайте!», можно сказать «Приходите вовремя!»
Любите юмор в общении!? Моё любимое: вместо «Не болтайте!», «Я
не против разговоров на лекциях, но, пожалуйста, делайте это молча!»
3. Уважайте своего собеседника!!!!
А если не уважаете, зачем общаться?
Если приходится общаться с людьми, которые по какой-то причине
не достойны Вашего уважения, тогда уважайте себя в этом общении! В любой
ситуации оставайтесь на достаточно высоком уровне культуры!
В чем проявляется уважение учителя к ученикам? Называйте
учеников по имени, не следует пренебрегать обращениями «Вы», «пожалуйста»,
«будьте любезны». Будьте внимательны к собеседнику, к его настроению. Не
перебивайте его, выслушайте! Дайте возможность высказаться!
Представьте, к Вам пришел гость, который разлил (случайно, конечно)
на себя чай. Ваши действия? Вы поможете ему, верно? Вы же не будете кричать: «Ну
ты и растяпа неаккуратная!»
Тогда почему, когда ученик забывает дома рабочую тетрадь, мы
говорим ему, что он растяпа! А ведь причиной такой забывчивости может быть все,
что угодно!
Обращайтесь с учениками так же, как обращаетесь с гостями!
Не согласны, тогда жду комментарии …
К теме о культуре педагогического общения и в целом о
культуре общения мы еще ни раз вернемся! Согласитесь, катастрофически важно повышать
культуру общения.
Общайтесь красиво и наслаждайтесь этим!
Комментарии
Отправить комментарий